Дело в «шляпке». Легендарному фильму «Соломенная шляпка» - 40 лет. Миронов в соломенной шляпе


«Соломенная шляпка»: как снимали один из шедевров советской комедии | Кинохиты | Кино

Звездная шляпка

«Подумаешь, соломенная шляпка — безделица какая-то и тряпка…» Можно ли относиться всерьез к фильму, центральное событие которого — пропажа шляпки? И впрямь не слишком интеллектуальное сценическое произведение, с непритязательным сюжетом, но вот уже 40 лет мы не вспоминаем об этом фильме и песенках из него без улыбки.

Напомним сюжет: поиздержавшийся столичный щеголь, обаятельный прощелыга, рантье Леонидас Фадинар решил поправить свои материальные дела, женившись на дочке провинциального богача-фермера Нонанкура. Жених отправляется встречать новоявленных родственников, чтобы сопроводить их к своему дому. Дорога лежит через парк, где лошадка Фадинара случайно съедает соломенную шляпку мадам Бопертюи, которая в это время отдыхала здесь вместе со своим возлюбленным. Парочка решает оккупировать дом Фадинара и отказывается его покидать, пока рантье не привезет точно такую же шляпку, чтобы избавить мадам от подозрений ревнивого мужа. Как истинный француз Фадинар не может допустить, чтобы по его вине муж узнал о неверности своей супруги, и вынужден согласиться на эти условия. Поискам копии шляпки и посвящен весь сюжет. А обнаруживается она… среди свадебных подарков. Все по-французски счастливы: шляпка найдена, одураченный муж остается в неведении, а Фадинар женится на миллионах своего тестя.

Французам Эжену Лабишу и его соавтору Марк-Мишелю повезло. В картине, снятой по их водевилю, объединились не только актерские таланты: тексты песен писал Булат Окуджава, а музыку — Исаак Шварц. Ну и сыграли такие звезды, как Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян, Зиновий Гердт, Людмила Гурченко, Михаил Козаков, Алиса Фрейндлих. А в центре этого актерского ан­самбля, собранного режиссером Леонидом Квинихидзе, был блистательный Андрей Миронов. В 1973 году Квинихидзе закончил свой предыдущий фильм — «Крах инженера Гарина», в котором главную роль сыграл Олег Борисов. Когда был отснят последний кадр, режиссер предложил съемочной группе: «А давайте-ка, ребята, снимем что-нибудь веселенькое!» Так появился замысел «Соломенной шляпки». И именно Олег Борисов должен был в ней играть ловеласа Леонидаса Фадинара. Но ко времени начала съемок «Соломенной шляпки» актеру потребовалось срочное лечение. А картина уже была запущена в производство на киносту­­дии «Ленфильм», и нужно было экстренно найти другого актера на главную роль. Первый, о ком подумал Квинихидзе, был друг детства — Андрей Миронов. Ему Леонид Александрович и позвонил. И принялся расхваливать будущий фильм: «Это будет здорово! У тебя — красивая, яркая роль. Согласен?» Миронов недолго думая ответил: «Хорошо, давай снимать!»

Герой Андрея Миронова в недоумении: как вернуть съеденную шляпку? Но актер еще не знал, какой сюрприз ждет его на съемочной площадке. Миронову предстояло сесть на лошадь! Режиссер и предположить не мог, что тот неуверенно держится в седле. Ведь в театральных вузах в те времена обучали верховой езде. Но когда дело дошло до съемок эпизода, в котором Фадинару надо скакать на лошади, артист замялся, напрягся. Квинихидзе все понял и деликатно предложил снять вместо Миронова дублера. Но Андрей Александрович гордо отказался: «Нет, я сам сяду и поеду! Я же артист». Вскочил в седло и поехал. Уже на третьем дубле держался как заправский наездник. Правда, потом над ним потешалась вся съемочная группа: у актера с непривычки после верховой езды очень болели мышцы ног — он какое-то время передвигался вперевалку.

Солидный театральный мастер Владислав Стржельчик, сыгравший роль будущего тестя Фадинара — Нонанкура, сказал режиссеру: «Ленечка, у тебя я готов сниматься хоть с подносом!» В результате он весь фильм проносился не с подносом, а с нелепым миртовым деревом в руках. В маленькой роли фонарщика Труибера, которая даже в титрах не значится, не погнушался сняться известный драматург, автор очень популярных в те времена пьес «Старый Новый год» и «Валентин и Валентина» Михаил Рощин, не посторонний человек в съемочной группе. С Екатериной Васильевой, сыгравшей мадам Анаис Бопертюи, чью шляпку и съела лошадь, у него тогда были близкие отношения (в 1973 году у них родился сын Дмитрий).

Вот что сделала лошадь со шляпкой из итальянской соломки! (на фото — Владимир Татосов и Андрей Миронов) Людмиле Гурченко роль хозяйки шляпного салона мадам Бокардон досталась не так легко. Она уже пробовалась у Квинихидзе на роль аферистки Зои Монроз в «Крахе инженера Гарина». Но вместо нее в подругу инженера Гарина перевоплотилась актриса Нонна Терентьева, что не могло не задеть Людмилу Марковну. Кстати, Квинихидзе поначалу хотел пригласить в «Соломенную шляпку» ту же Терентьеву — сыграть Клару. Но в этом образе более убедительной на пробах оказалась Гурченко. Актриса к тому времени была уже всенародно любима за роли в знаменитой «Карнавальной ночи» и в «Девушке с гитарой», режиссером которой был Александр Файнциммер — отец Леонида Квинихидзе. Леонид Александрович позвал ее попробоваться, и Людмила Марковна забыла прошлые обиды. Судьба главного героя рантье Фадинара (Андрей Миронов) в руках хозяйки шляпного салона мадам Бокардон (Людмила Гурченко) С Ефимом Копеляном и с Владимиром Татосовым Леонид Квинихидзе уже работал на том же «Крахе инженера Гарина». А вот с Алисой Фрейндлих он подружился еще на съемках своего дебютного фильма — «Первый посетитель». Несмотря на то что Алиса Бруновна — актриса серьезная, ей очень хотелось сыграть беззаботную баронессу де Шампиньи в «Соломенной шляпке».

Роль тугоухого дядюшки Вези­не, подарком которого и оказалась шляпка-«дублер», поручили старейшине отечественного кино Александру Бениаминову — «артисту без грима», как он сам себя называл. Александр Давидович, правда, все никак не мог запомнить текст и постоянно импровизировал, но нес при этом убедительную и уморительную отсебятину. Однако после эмиграции актера в США его фамилию убрали из титров «Соломенной шляпки», а при повторных показах по телевидению были даже вырезаны некоторые эпизоды с его участием.

Роли распределили по-дружески

Давнему приятелю режиссера Игорю Кваше, приглашенному на роль пылкого любовника мадам Бопертюи, эдакого «африканца», было важно знать, с кем он в команде. Кваша был всегда в этом очень щепетилен. Но, услышав, что сниматься будет его друг Андрей Миронов, тут же согласился. Впрочем, ему тоже пришлось немного «пострадать»: актеру запретили стричься, а когда волосы отросли, в начале каждого съемочного дня их немного подкручивали на бигуди. Конечно, это тут же стало предметом шуток коллег. Но к созданию «пышноволосого образа» Игорь Владимирович и сам причастен: в первый же день он влетел на съемочную площадку — весь раскрасневшийся, волосы всклокочены. Актер боялся опоздать. Таким взъерошенным, нервным он в результате и сыграл своего героя. Игорю Кваше было очень важно, кто с ним в команде. И дуэт с Екатериной Васильевой явно сложился Квинихидзе в фильме, можно сказать, собрал дружескую компанию: Михаил Михайлович Козаков и Леонид Александрович тоже друзья детства. Мальчишками они много времени проводили вместе и даже ездили отдыхать в один пионерский лагерь. Уже тогда юный Козаков не представлял себе жизни без сцены и как-то раз принял участие в спектакле «Любовь к трем апельсинам». Причем исполнил сразу две роли: свою и Квинихидзе. Это случилось потому, что незадолго до премьеры Леонид сломал руку. Вот и в «Соломенной шляпке» Козаков изумительно сыграл роль виконта де Розальба. Леонид Александрович был счастлив, что его друг согласился на эту работу. «Мне просто повезло, что Миша стал у меня сниматься», — вспоминал режиссер.

Вообще-то роль Козакова изначально была маленькой и неприметной. Но Михаил Михайлович сделал виконта очень смешной и яркой фигурой: он придумал, что его герой Ахилл де Розальба будет походить на щеголя с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Помните, виконт выходит в парике, с лорнетом в руке и говорит, картавя, Фадинару: «Представьте себе: лужок, пасутся коровки, коровки… бычок. Бык. И все сгребают сено, сгребают. И такой молоденький-молоденький пастушок». Когда Миронов это увидел, он рассмеялся прямо перед камерой и тут же предостерег коллегу: «Ты с ума сошел? Закроют все к черту!» А режиссер махнул рукой: «Пускай закрывают!» Но не закрыли. Миронов же решил «отомстить»: как-то, стоя спиной к камере, в самый серьезный момент улыбнулся, продемонстрировав Козакову… целый ряд «золотых» зубов: он использовал для этого розыгрыша фольгу от шоколадки. Михаила Михайловича сразил приступ хохота — и 50 м пленки были отправлены в корзину.

Михаил Козаков и Андрей Миронов, постоянно импровизируя, смешили всех на съемочной площадке

Образ итальянского тенора Нинарди в «Соломенной шляпке» — фактически кинодебют Михаила Боярского (впервые на экране актер появился ребенком в короткометражке, а за год до «Соломенной шляпки» в ленте «Мосты» сыграл молдаванина Гицу). Боярский в 1972 году окончил ЛГИТМиК и был принят в Театр имени Ленсовета. По словам режиссера, он предложил Михаилу Сергеевичу сняться в своем фильме по простой причине: в нем в эпизодической роли дежурного офицера в караулке был занят отец актера — Сергей Александрович Боярский (в титрах он ошибочно указан как А. Боярский).

Для Михаила Боярского это была первая кинороль в образе героя-соблазнителя (на фото — с Алисой Фрейндлих)

Камеру не выключать!

На съемочной площадке «Соломенной шляпки» царила атмосфера веселья и радости. И это во многом определило дурашливую интонацию картины. Многие сцены рождались в процессе работы над фильмом. Например, та, в которой герои Андрея Миронова, Михаила Козакова и Михаила Боярского дерутся на шпагах. Виконт, продолжая заигрывать, восклицает: «Милашка… я проткну твое пузико!» А рантье отвечает ему: «Пастушок!» Актеры так увлеклись «сражением», что с головы Козакова неожиданно слетел парик. Такого поворота никто не ожидал! Съемочная группа застыла в ужасе. Но режиссер процедил сквозь зубы: «Не выключать. Снимайте». И правильно сделал. Потому что Михаил Михайлович, в отличие от других, не растерялся и с гордостью вымолвил: «А что, не вижу ничего смешного! Парик — это очень современно!» Импровизацию тут же подхватил Андрей Миронов. Он подошел к актрисе Алисе Фрейндлих, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая стала крылатой: «Рекомендую!» Съемочная группа опять оцепенела — и тут же мертвую тишину взорвал дружный хохот. Так был снят один из самых смешных эпизодов картины.

Забавно, что примерно в это же время Эльдар Рязанов задумал свою «Иронию судьбы, или С легким паром!». Он даже чуть не пригласил на главные роли Жени Лукашина и Нади Шевелевой Андрея Миронова и Людмилу Гурченко. Но после выхода на экраны «Соломенной шляпки» (законченная в 1974 году, картина была показана на Центральном телевидении в январе 1975 года) передумал: легковесность образов, созданных этими мастерами, по его мнению, могла повредить его картине. Однако внимательный зритель мог заметить, что Миронов и Гурченко все же присутствуют в «Иронии судьбы»: герои рязановского фильма смотрят по телевизору в новогоднюю ночь именно «Соломенную шляпку».

«Соломенная шляпка», как уже было сказано ранее, снималась на киностудии «Ленфильм». Французский провинциальный городок «сыграл» эстонский Тарту. Для событий в саду у баронессы выбрали Большую оранжерею в Петергофе. Съемки интерьерных сцен проходили в старинном особняке ленинградского «Литературного дома» (бывший доходный дом купца Лопатина), на Невском проспекте. Он, кстати, был снесен в 2011 году.

Цитаты из фильма

— Он бросается на меня! Я бросаюсь… в седло… и вот я здесь.

— Я написал романс в его честь. Слова мои, музыка народная.

— …я умру от всего этого! — Только не здесь, только не здесь, сударыня! Квартира для этого совершенно не приспособлена.

— Вам бы видеть мои сны, вы бы были со мной милосердны.

— Ходят слухи, что вы большой любитель ножек. — Телячьих.

— Это не просто сумасшедший дом, а сумасшедший дом со сквозняками!

— Вчера мне приснился ужасный сон: мне пришлось целоваться с нотариусом и двумя адвокатами.

— Это была прекрасная идея — открыть шляпный салон. — Это было на похоронах моего несчастного мужа… — Господи! Ну почему он несчастный? — Мне лучше знать!

— Зять мой, я расторгаю все!

— Не было случая, чтобы ветер продувал того, у кого он в голове.

Загрузка...

Loading...

www.tele.ru

Как снимали фильм «Соломенная шляпка» « Ностальгия по советскому

Жанр: комедия, мелодрама, музыкальный фильм, экранизация

Обаятельный рантье решил жениться. А его лошадь решила съесть подвернувшуюся соломенную шляпку. Эти два решения породили целую цепь злоключений — не для лошади, разумеется, а для ее хозяина: «Или вы достанете шляпку, или свадьбы не будет…»

В ролях: Андрей Миронов, Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Михаил Козаков, Михаил Боярский, Александр Бениаминов, Владимир Татосов, Ирина Магуто, Марина Старых, Сергей Мигицко, Евгения Ветлова, Александр Колпашников

Режиссер: Леонид КвинихидзеСценарист: Леонид КвинихидзеОператор: Евгений ШапироКомпозитор: Исаак ШварцХудожник: Борис Быков Премьера фильма состоялась 4 января 1975 (ТВ, СССР)

Соломенная шляпка

 

Премьера двухсерийного телемюзикла «Соломенная шляпка» состоялась 4 января 1975 года на первой программе Центрального Телевидения СССР. За основу сценария, написанного режиссером картины Леонидом Квинихидзе, была взят водевиль французских драматургов Эжена Лабиша (Eugene-Marin Labiche) и Марка-Мишеля (Marc-Michel) «Соломенная шляпка» («Un chapeau de paille d’Italie»), написанный в 1851 году и впервые поставленный 14 августа того же года на сцене парижского театра Пале-Рояль (Theatre du Palais-Royal).

Соломенная шляпка

На русский язык пьеса была переведена уже в 1852 году и тогда же представлена публике в Александринском театре в Санкт-Петербурге. С самых первых спектаклей и до сих пор комедия Эжена Лабиша и Марка-Мишеля был и остается одним из самых популярных водевилей в мире.

Первоначально в ролях Клары Бокордон и Фадинара режиссер планировал снимать Нонну Терентьеву и Олега Борисова, которые сыграли главных героев в «Крахе инженера Гарина». Однако на пробах Людмила Гурченко была более убедительной, чем Терентьева, а Борисов не смог участвовать в картине из-за болезни, и его пришлось срочно заменить Андреем Мироновым.

Кроме Гурченко и Миронова, в создании картины приняло участие целое созвездие замечательных советских актеров — Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Екатерина Васильева, Алиса Фрейндлих, Михаил Козаков, Игорь Кваша, Александр Бениаминов, Владимир Татосов, Евгения Ветлова и другие.

Соломенная шляпка

Фильм, в котором играл такой звездный актерский ансамбль и в котором звучат великолепные песни, написанные Исааком Шварцем на стихи Булата Окуджавы, был просто обречен на зрительскую любовь.

Но, по мнению Леонида Квинихидзе, секрет успеха картины заключался не только в этом: «Скажу честно, мы на съемках очень много дурачились, всем было весело. Ведь именно от атмосферы во многом зависит, будет фильм успешным или нет. Особенно комедия».

Натурные съемки фильма проходили в Эстонии, в городе Тарту и его окрестностях. Интерьерные сцены снимались в здании ленинградского Дома литераторов на Невском проспекте — в старинном особняке, также известном как Дом Лопатина. Сцену в саду у баронессы снимали в Петергофе у Большой оранжереи.

Соломенная шляпка

Из воспоминаний режиссера фильма Леонида Квинихидзе

Картину спас Миронов

— Больше всего проблем возникло у меня с подбором актеров, — вспоминает Леонид Александрович. — До того как приступить к съемкам «Шляпки», я снял «Крах инженера Гарина». Там главную роль исполнил Олег Борисов. Это был потрясающий драматический артист. Съемки шли целых два года.

И когда наконец-то был отснят последний кадр, я предложил съемочной группе: «А давайте-ка, ребята, снимем что-нибудь веселенькое!» Так и появился замысел «Соломенной шляпки». И именно Олег Борисов должен был играть главную роль Фадинара.Но во время подготовительного периода выяснилось, что у актера большие проблемы со здоровьем. Борисову было необходимо лечение.

Соломенная шляпка

— Еще у Олега возникли какие-то трения в БДТ, он собирался переезжать в Москву, — рассказывает Квинихидзе. — Но «Шляпка» уже была запущена. И надо было срочно искать замену. Тогда я решил позвонить Андрею Миронову. Ведь мы с ним дружили с детства. Когда Андрей снял трубку, я принялся расхваливать свой фильм: «Это будет здорово! У тебя — красивая, яркая роль. Согласен?» Андрей думал недолго: «Хорошо, давай снимать!» Так он меня спас.

Лошадиная жертва

В театральном училище раньше обязательно обучали верховой езде, и Квинихидзе даже в голову не приходило, что Миронов, оказывается, плохо держится в седле.

Соломенная шляпка

— Когда дело дошло до съемок эпизода, где надо садиться на лошадь, я ему спокойно велел: «Андрей, давай садись. И — поехали!» Но тут увидел его напряженное лицо и понял, что он в жизни в седле не сидел! — смеется Квинихидзе. — Я спрашиваю: «Давай снимем тебя со спины, найдем какого-нибудь дублера!»

Но он отказался: «Нет, я сам сяду и поеду! Я же артист». Андрей вскочил в седло, съемочная группа замерла. Все закончилось благополучно, и уже на третьем дубле Андрей держался как заправский кавалерист. Правда, потом над ним все подшучивали: Миронов ходил, как бы это сказать… широко расставив ноги! Но не зря же говорят, что искусство требует жертв.

Хохот на площадке

— С Алисой Фрейндлих я подружился на съемках моего дебютного фильма «Первый посетитель», — продолжает режиссер. — Несмотря на то что Алиса — актриса серьезная, она очень хотела сыграть беззаботную баронессу де Шампиньи в «Соломенной шляпке».

Леонид Александрович вспоминает, как снимали самую забавную сцену в фильме с участием Фрейндлих, Боярского, Козакова и Миронова. Помните, когда Боярский дерется на шпагах с Козаковым за честь героини Фрейндлих? Во время этого боя будущий мушкетер срывает с Козакова самое дорогое — парик.

Соломенная шляпка

— Скажу вам честно, этого эпизода не было в сценарии. Но во время съемок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съемку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!»

Козаков прекрасно вышел из тупиковой ситуации: он поднял парик и сказал Боярскому: «Сейчас это очень модно». Андрей Миронов тоже не ударил в грязь лицом. Он подошел к Алисе Бруновне, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!» После этого работа замерла: на площадке все хохотали как ненормальные.

Про роли и обиды

— Люся Гурченко пробовалась на роль аферистки Зои в фильме «Крах инженера Гарина», — улыбается мастер. — Она очень хотела стать Зоей. Но вместо нее в аферистку перевоплотилась актриса Нонна Терентьева. Мне так понравилась игра Нонны, что я хотел ее пригласить и на роль Клары Бокордон в «Соломенную шляпку».

Соломенная шляпка

Но в этом образе более убедительной была Людмила. До того как прийти ко мне на пробы, она уже снялась в картине «Карнавальная ночь» и в фильме моего отца «Музыкальный магазин». Поэтому я и предложил ей роль в «Соломенной шляпке». Она согласилась, несмотря на то что была на меня немного обижена.

А вот роль сладкоголосого иностранного певца Минарди стала первой в фильмографии Михаила Боярского. До этого он никогда не снимался в кино. На тот момент Боярский окончил ЛГИТМиК и поступил на службу в Театр имени Ленсовета. Будущий главный д’Артаньян России был юн и неопытен…

— Но все же я предложил ему сниматься, — говорит Квинихидзе, — потому что в фильме в небольшом эпизоде мелькнул его отец Сергей Боярский.

Соломенная шляпка

Один за двоих

— Скажу честно, мы на съемках очень много дурачились, всем было весело. Ведь именно от атмосферы во многом зависит, будет фильм успешным или нет. Особенно комедия. И нам повезло, что в картине согласился сниматься мой давний друг — Миша Козаков, — улыбается Леонид Квинихидзе.

— Когда мы были маленькими, то очень много времени проводили вместе и даже отдыхали в одном пионерском лагере. Уже тогда Миша не представлял себе жизни без сцены и однажды принял участие в спектакле «Любовь к трем апельсинам». Причем исполнил сразу две роли: свою и мою. Это случилось потому, что незадолго до премьеры я сломал руку. Вот и в «Шляпке» он изумительно сыграл свою роль виконта де Шампиньи.

Соломенная шляпка

Интересные факты

— Леонид Квинихидзе — далеко не первый, кто создал экранную версию пьесы «Соломенная шляпка». Водевиль трижды — в 1910 («Un chapeau de paille»), в 1927 («Un chapeau de paille d’Italie») и в 1940 («Un chapeau de paille d’Italie») годах экранизировали во Франции, в 1939 году в Германии вышел фильм «Der Florentiner Hut», а за три года до советских коллег, в 1971 году, чешские кинематографисты сняли картину «Slameny klobouk».

— Роль итальянского тенора Минарди в «Соломенной шляпке» — дебют в кино Михаила Боярского (впервые на экране актер появился еще ребенком в просветительской короткометражке).

По словам Квинихидзе, он пригласил Боярского в картину, потому что одну из эпизодических ролей (капрала Труибера) в фильме сыграл его отец — Сергей Александрович Боярский.

— Участие в фильме не только добавило популярности Андрею Миронову и Людмиле Гурченко, но и сыграло с ними злую шутку. Эльдар Рязанов, собиравшийся пригласить их на главные роли в свою «Иронию судьбы, или С легким паром!» (История создания фильма), после выхода на экраны «Шляпки» изменил свое мнение, посчитав, что за актерами закрепился имидж опереточных артистов и представителей «легкого жанра» что, по его мнению, могло повредить его картине.

Тем не менее, и Миронов, и Гурченко присутствуют в «Иронии судьбы» — герои рязановского фильма смотрят по телевизору в новогоднюю ночь именно «Соломенную шляпку».

Разместить заметку:

1001material.ru

Дело в «шляпке». Легендарному фильму «Соломенная шляпка» - 40 лет | Кино | Культура

А там, напомним, нежно объясняются и лихо отплясывают Людмила Гурченко и Андрей Миронов в фильме «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе по французскому водевилю XIX в. Эжена Лабиша. Что, кстати, стало некоей иронией судьбы - ведь изначально Рязанов именно их планировал снять в главных ролях в своей «Иронии», но после оглушительного успеха «Шляпки» передумал - мол, теперь за артистами закрепился имидж «опереточного жанра», и это может повредить его серьёзной картине. 

Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Кадр из фильма

А тогда в «Шляпке» плюс к Миронову и Гурченко снялись ещё и Алиса Фрейнд­лих, и Екатерина Васильева, Игорь Кваша и Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик… Для особо любопытных: если хотите увидеть отца Михаила Боярского артиста Сергея Боярского - пожалуйста, он там фигурирует в эпизоде в роли капрала в карауле. Для самого Михаила этот фильм стал теледебютом. Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него в те годы был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и... сам стал артистом.

Игорь Кваша, Андрей Миронов и Екатерина Васильева. Кадр из фильма 

Ах, водевиль!

Между тем эта блистательная музыкальная комедия, показанная по телевизору впервые ровно 40 лет назад, аккурат в Новый год, мгновенно полюбилась зрителям, и уже в начале ­1975-го редакторов на ТВ завалили письмами с прось­бой повторить фильм. Его регулярно повторяют и по сей день. Песенки Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы стали радиохитами. «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки!» - главный герой, роскошный усач-ловелас Фадинар (Андрей Миронов) поёт под топот копыт, покачиваясь в седле. Зрители даже не догадывались, что на самом деле Миронов сел на лошадь во второй или третий раз в жизни и эта кажущаяся лёгкость опытного наездника давалась ему с большим трудом. Но как истинный артист в кадре он этого не показывал. А вот за кадром, как вспоминает режиссёр, Миронов ещё долго ходил враскоряку - всадники знают почему... Михаил Казаков и Алиса Фрейндлих. Кадр из фильма  А романс «Вечерний ветерок» про «колосья тучные» в дуэте Фрейндлих и Козакова! Она - обворожительная баронесса, перепутавшая шляпки. Он - придурковатый виконт, грассирующий, стареющий и с явно нетрадиционной ориентацией (актёра можно считать смелым первооткрывателем этого типажа на нашем экране). Кстати, сцена дуэли Козакова и Бояр­ского из-за героини Фрейндлих тоже без казусов не обошлась. Во время боя на шпагах Боярский сорвал с героя Козакова парик. Леонид Квинихидзе так вспоминал этот эпизод: «В сценарии этого не было. Но во время съёмок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съёмку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!» Козаков прекрасно сымпровизировал: поднял парик и сказал Боярскому: «Парик - это очень модно». Андрей Миронов тоже подыграл: подошёл к Алисе Бруновне, страстно поцеловал её в шею и произнёс фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!»  Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский. Кадр из фильма  Многие фразочки из фильма зрители тут же растащили на цитаты: «Держите даму!» - «Легко сказать - держите!» - «Когда умер мой несчастный муж…» - «Чего это он несчаст­ный?» - «Мне лучше знать!» Или же: «Бросьте ваш веник, папа!» - «Это миртовое дерево, символ невинности моей дочери!» - «Ах, я умираю!» - «Только не в моей квартире, она для этого совершенно не приспособлена!» 

В исполнении сплошь звёзд­ных артистов, виртуозно-остроумном, старинный немудрёный водевиль, точно оттёртая от патины времени монета, зазвенел и заиграл на солнце. Кстати, всё действие двухсерийного фильма происходит при жарком солнышке и, как положено в водевиле, в течение одного дня. Дня свадьбы, когда несчастный жених Фадинар вынужден лихорадочно искать замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков. Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и её лениво слопала (шляпку, не даму) лошадь Фадинара, заехавшего на минутку в лесок… Ну, понятно, зачем…

Ефим Копелян и Андрей Миронов. Кадр из фильма

Съёмки, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили. Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии, в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.

Чтоб знали!

Леонид Квинихидзе поразительно умело собирал невероятные актёрские «цветники». Он во многом открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но Борисова подвело здоровье. На съёмках бегал по жаре со своим миртовым деревом мэтр Владислав Стржельчик: «Лёня, я готов сниматься у тебя всегда!» Романтичный Кваша изображал полного идиота-офицера и любовника. Актёры Квинихидзе обожали - ведь он давал возможность им свободно «зажигать» (а зрителю - «зажигаться») во времена унылого и маразматического брежневского застоя.

Зиновий Гердт. Кадр из фильма

Леонид Александрович - ленинградец, отец его - известный режиссёр Александр Файнциммер, снявший «Овод» с Олегом Стриженовым, «Девушку с гитарой», «Котовского», «Трактир на Пятницкой»… А сына можно считать патриархом жанра отечественной музыкальной комедии. Сейчас 87-летний режиссёр по-прежнему живёт в Петербурге. Пожелаем ему здоровья. А дамам и девицам напомним: «Все старые, а пуще молодые, храните ваши шляпки золотые…» Тем более - за 500 франков. 

Марина Старых, Андрей Миронов и Владислав Стржельчик. Кадр из фильма

Смотрите также:

www.aif.ru

"СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА": КАК СНИМАЛИ ОДИН ИЗ ШЕДЕВРОВ СОВЕТСКОЙ КОМЕДИИ

 

На съемочной площадке фильма «Соломенная шляпка» Михаил Козаков потерял парик. Главную роль должен был играть Олег Борисов, но в последний момент выяснилось, что он не сможет участвовать в съемках, и спас картину Андрей Миронов.

Женюсь, женюсь… Какие могут быть игрушки… — пел главный герой с экрана. Но как-то незаметен энтузиазм на его лице (на фото — Сергей Мигицко, Андрей Миронов, Марина Старых и Владислав Стржельчик)

Звездная шляпка

«Подумаешь, соломенная шляпка — безделица какая-то и тряпка…» Можно ли относиться всерьез к фильму, центральное событие которого — пропажа шляпки? И впрямь не слишком интеллектуальное сценическое произведение, с непритязательным сюжетом, но вот уже 40 лет мы не вспоминаем об этом фильме и песенках из него без улыбки. 

Напомним сюжет: поиздержавшийся столичный щеголь, обаятельный прощелыга, рантье Леонидас Фадинар решил поправить свои материальные дела, женившись на дочке провинциального богача-фермера Нонанкура. Жених отправляется встречать новоявленных родственников, чтобы сопроводить их к своему дому. Дорога лежит через парк, где лошадка Фадинара случайно съедает соломенную шляпку мадам Бопертюи, которая в это время отдыхала здесь вместе со своим возлюбленным. Парочка решает оккупировать дом Фадинара и отказывается его покидать, пока рантье не привезет точно такую же шляпку, чтобы избавить мадам от подозрений ревнивого мужа. Как истинный француз Фадинар не может допустить, чтобы по его вине муж узнал о неверности своей супруги, и вынужден согласиться на эти условия. Поискам копии шляпки и посвящен весь сюжет. А обнаруживается она… среди свадебных подарков. Французам Эжену Лабишу и его соавтору Марк-Мишелю повезло. В картине, снятой по их водевилю, объединились не только актерские таланты: тексты песен писал Булат Окуджава, а музыку — Исаак Шварц. Ну и сыграли такие звезды, как Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян, Зиновий Гердт, Людмила Гурченко, Михаил Козаков, Алиса Фрейндлих. А в центре этого актерского ан­самбля, собранного режиссером Леонидом Квинихидзе, был блистательный Андрей Миронов. В 1973 году Квинихидзе закончил свой предыдущий фильм — «Крах инженера Гарина», в котором главную роль сыграл Олег Борисов. Когда был отснят последний кадр, режиссер предложил съемочной группе: «А давайте-ка, ребята, снимем что-нибудь веселенькое!» Так появился замысел «Соломенной шляпки». И именно Олег Борисов должен был в ней играть ловеласа Леонидаса Фадинара. Но ко времени начала съемок «Соломенной шляпки» актеру потребовалось срочное лечение. А картина уже была запущена в производство на киносту­­дии «Ленфильм», и нужно было экстренно найти другого актера на главную роль. Первый, о ком подумал Квинихидзе, был друг детства — Андрей Миронов. Ему Леонид Александрович и позвонил. И принялся расхваливать будущий фильм: «Это будет здорово! У тебя — красивая, яркая роль. Согласен?» Миронов недолго думая ответил: «Хорошо, давай снимать!» 

 Герой Андрея Миронова в недоумении: как вернуть съеденную шляпку?

Но актер еще не знал, какой сюрприз ждет его на съемочной площадке. Миронову предстояло сесть на лошадь! Режиссер и предположить не мог, что тот неуверенно держится в седле. Ведь в театральных вузах в те времена обучали верховой езде. Но когда дело дошло до съемок эпизода, в котором Фадинару надо скакать на лошади, артист замялся, напрягся. Квинихидзе все понял и деликатно предложил снять вместо Миронова дублера. Но Андрей Александрович гордо отказался: «Нет, я сам сяду и поеду! Я же артист». Вскочил в седло и поехал. Уже на третьем дубле держался как заправский наездник. Правда, потом над ним потешалась вся съемочная группа: у актера с непривычки после верховой езды очень болели мышцы ног — он какое-то время передвигался вперевалку. 

Солидный театральный мастер Владислав Стржельчик, сыгравший роль будущего тестя Фадинара — Нонанкура, сказал режиссеру: «Ленечка, у тебя я готов сниматься хоть с подносом!» В результате он весь фильм проносился не с подносом, а с нелепым миртовым деревом в руках. В маленькой роли фонарщика Труибера, которая даже в титрах не значится, не погнушался сняться известный драматург, автор очень популярных в те времена пьес «Старый Новый год» и «Валентин и Валентина» Михаил Рощин, не посторонний человек в съемочной группе. С Екатериной Васильевой, сыгравшей мадам Анаис Бопертюи, чью шляпку и съела лошадь, у него тогда были близкие отношения (в 1973 году у них родился сын Дмитрий). 

 Вот что сделала лошадь со шляпкой из итальянской соломки! (на фото — Владимир Татосов и Андрей Миронов) 

Людмиле Гурченко роль хозяйки шляпного салона мадам Бокардон досталась не так легко. Она уже пробовалась у Квинихидзе на роль аферистки Зои Монроз в «Крахе инженера Гарина». Но вместо нее в подругу инженера Гарина перевоплотилась актриса Нонна Терентьева, что не могло не задеть Людмилу Марковну. Кстати, Квинихидзе поначалу хотел пригласить в «Соломенную шляпку» ту же Терентьеву — сыграть Клару. Но в этом образе более убедительной на пробах оказалась Гурченко. Актриса к тому времени была уже всенародно любима за роли в знаменитой «Карнавальной ночи» и в «Девушке с гитарой», режиссером которой был Александр Файнциммер — отец Леонида Квинихидзе. Леонид Александрович позвал ее попробоваться, и Людмила Марковна забыла прошлые обиды. 

 Судьба главного героя рантье Фадинара (Андрей Миронов) в руках хозяйки шляпного салона мадам Бокардон (Людмила Гурченко)

С Ефимом Копеляном и с Владимиром Татосовым Леонид Квинихидзе уже работал на том же «Крахе инженера Гарина». А вот с Алисой Фрейндлих он подружился еще на съемках своего дебютного фильма — «Первый посетитель». Несмотря на то что Алиса Бруновна — актриса серьезная, ей очень хотелось сыграть беззаботную баронессу де Шампиньи в «Соломенной шляпке». 

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

lera-komor.livejournal.com


Смотрите также